Почему в наши дни почти не осталось игр, похожих на Grand Theft Auto

Краткое содержание

  • Стоимость разработки резко возросла после запуска PS5, что делает рискованным для студий инвестировать в игры в стиле GTA.
  • Многие студии, стоящие за успешными подражателями GTA, прекратили свое существование, уменьшив шансы на их возвращение.
  • Индустрия сместилась в сторону игр с открытым миром и разнообразных жанров, что снизило интерес к традиционным играм-песочницам, таким как GTA.

Оригинальная Grand Theft Auto впервые появилась в Европе в 1997 году для ПК и PlayStation 1. Хотя первые игры были относительно неизвестны, Grand Theft Auto 3, выпущенная на PlayStation 2 в 2001 году, стала революционной. Она приобрела огромную популярность и оказала влияние на множество других игр, что привело к появлению многочисленных продолжений. Игры, такие как Saints Row и True Crime, являются отличными примерами проектов, которые скопировали формулу GTA и сами стали успешными франшизами.

🐢

Ищешь ракеты? Это не к нам. У нас тут скучный, медленный, но надёжный, как швейцарские часы, фундаментальный анализ.

Инвестировать в индекс

Игры, такие как *Jak 2*, приняли концепцию открытых городских миров, и даже лицензионные проекты, вроде *The Simpsons: Hit & Run*, присоединились к этой тенденции. Около десяти лет казалось невозможным избежать *Grand Theft Auto* и её подражателей. Однако, с появлением PS5 и Xbox Series X/S – и, возможно, чуть раньше – эти игры-копии в основном исчезли. Что с ними случилось и почему произошел этот сдвиг? Давайте исследуем это.

Расходы на разработку резко возросли.

Это большой риск.

Растущие затраты на разработку влияют на всю индустрию видеоигр, а не только на игры, похожие на *Grand Theft Auto*. Хотя затраты начали расти с появлением PlayStation 4 и Xbox One, они значительно увеличились после выпуска PlayStation 5 и Xbox Series X/S, особенно с учетом дополнительного влияния пандемии 2020 года. В результате студии теперь очень осторожно подходят к выпуску игр, если не уверены, что эти игры будут прибыльными после длительного и дорогостоящего процесса разработки.

Создание игры, которая могла бы по-настоящему конкурировать с *Grand Theft Auto*, требует огромных финансовых вложений, что является большим риском для любой компании. Даже после начала разработки нет гарантии, что игра вообще будет выпущена, независимо от того, сколько демонстрируется публично. Мы видели это неоднократно на примере игр для Xbox, что привело к отмене таких проектов, как *Perfect Dark* и *Everwild*.

Многие из этих студий больше не существуют.

Смогут ли они вернуться?

Примерно с 2002 по 2014 год многие игры пытались скопировать стиль *Grand Theft Auto*. Эта тенденция началась с первой *Mafia* и завершилась серией *Watch Dogs*. Хотя около дюжины игр и франшиз выделялись в этот период, и некоторые продолжили выпускать продолжения, большинству не удалось вернуться. Ключевая причина этого заключается в том, что многие студии разработки, стоящие за ними, теперь закрыты.

Помимо серии *Mafia*, *Saints Row* была одним из главных конкурентов *Grand Theft Auto*. Разработчик игры, Volition, преуспевал, пока принадлежал THQ с 2000 по 2013 год, но столкнулся с трудностями после этого. В конечном итоге, Volition закрылась в 2023 году, во многом из-за того, что перезапуск *Saints Row* 2022 года не пользовался большим спросом, несмотря на то, что многие давние поклонники остались довольны. Другие игровые студии, которые прекратили свое существование, включают Luxoflux, создателей *True Crime*, и United Front Games, известных по *Sleeping Dogs*.

Игры с открытым миром захватили индустрию.

Кому нужна песочница?

Как давний геймер, я всегда считал, что идея по-настоящему открытых миров началась еще с игр вроде *The Legend of Zelda* – возможность бродить куда угодно казалась невероятной! Ролевые игры, такие как *Final Fantasy*, также имели мировые карты, что тоже ощущалось довольно свободно. Но настоящий прорыв произошел с *Grand Theft Auto 3* в 2001 году. Эта игра, по сути, создала жанр «песочницы», и все начали пытаться сделать что-то похожее. Например, *Jak 2* не пытался *быть* похожим на GTA, но определенно имел то же ощущение открытого городского мира, где можно было угонять машины и исследовать. Игры в жанре «песочница» были очень популярны около десяти лет, но затем ситуация начала меняться с появлением Xbox 360 и PlayStation 3.

Игры с открытым миром действительно взлетели с таких проектов, как *The Elder Scrolls 4: Oblivion*, и с тех пор только стали более масштабными и популярными, как видно на примере игр *Hogwarts Legacy* и *The Legend of Zelda: Breath of the Wild*. Этот рост популярности во многом обусловлен возросшей мощностью игровых консолей и ПК. Поскольку игры с открытым миром, как правило, привлекают больше внимания, чем небольшие ‘песочницы’, многие разработчики отдают им приоритет. Однако высокие затраты на разработку игр с открытым миром означают, что не все студии могут себе позволить их создавать.

Другие предпочтения изменились.

Есть еще больше жанров, которые предстоит освоить.

Игры-песочницы не так популярны, как игры с открытым миром, но это не вся история. За последнее десятилетие, благодаря росту инди-разработки, жанры видеоигр стали гораздо более разнообразными. Мы видели огромный успех с играми, такими как метроидвании, рогалики, карточные игры и головоломки, особенно на платформах вроде Steam и Nintendo eShop.

Инди-игры часто воссоздают ощущение классических игр, на которых крупные компании больше не сосредотачиваются. Обычно это короткие, самодостаточные приключения – отличный выбор, когда у вас немного свободного времени. Можно даже найти инди-проекты, очень похожие на *Grand Theft Auto*, такие как *Shakedown Hawaii* и *Hotline Miami*, или предстоящие игры, такие как *Streets of Rogue 2*. Хотя инди предлагают вкус подобного геймплея, они всё же не совсем то же самое, что ожидание новой игры из серии *Saints Row* или *True Crime*.

Отрасль повзрослела.

Больше недостаточно просто оскорблять.

Я помню, когда Rockstar Games впервые стали популярными – это была студия, о которой все говорили, потому что они не боялись зайти слишком далеко. Серьёзно, угон автомобилей, проблемы с бандами и то, что показывали в новостях… это шокировало многих людей! Всё 2000-е казались диким западом для игрового мира, с кучей компаний, пытающихся быть дерзкими и привлекать внимание чрезмерным юмором и рекламой.

По мере взросления игровой индустрии использование чрезмерно сексуализированных маркетинговых тактик, таких как «девушки на стендах» на мероприятиях и провокационная реклама, сошло на нет. Этот сдвиг, возможно, также способствовал снижению количества игр, пытающихся скопировать *Grand Theft Auto*, поскольку другие компании предпочли оставить критику за Rockstar Games, которые продвигают границы дозволенного. Rockstar последовательно доказывает, что может выдержать любые споры, но небольшим студиям разработки может не хватить устойчивости.

Смотрите также

2025-09-15 07:36